« Назад

Ввод новых ТЦ в России упал до 10-летнего минимума 25.07.2017

Во втором полугодии к открытию запланировано четырнадцать объектов площадью около 400 тысяч кв.м.

По итогам первого полугодия 2017 года на российском рынке было открыто всего семь торговых центров суммарной площадью 225 тысяч кв.м GLA, следует из материалов компании «Магазин Магазинов». Во втором полугодии к открытию запланировано еще четырнадцать объектов площадью около 400 тысяч кв.м. Таким образом, темпы ввода новых торговых центров в 2017 году станут самыми низкими за последние десять лет. Более 70% новых объектов будет введено в городах Центральной России - в Москве, Подмосковье и городах ЦФО. Четыре из пяти крупнейших торговых центров 2017 года сосредоточено в Центральной России. Существенный вклад в развитие рынка вносят крупные города Урала. 

Объем нового предложения в регионах.png

Девелоперы также активно застраивают торговыми центрами города с населением менее 1 млн жителей - на них приходится около 60% нового предложения 2017 года. В первом полугодии среди всех городов-миллионников состоялось только одно открытие - третьей очереди «Галереи Чижова» в Воронеже. Все большую долю на рынке занимают торговые объекты районного масштаба. В 2017 году средняя медианная площадь введенного ТЦ составит 20 тысяч кв.м против 30 тысяч кв.м в 2016 году и 33 тысяч кв.м в 2015 году.

Комментирует Андрей Васюткин, Руководитель отдела исследований и консалтинга компании «Магазин Магазинов»: «В России остается еще большое количество крупных городов, ненасыщенных современными форматами торговой недвижимости. Мы надеемся увидеть открытия интересных проектов в этих городах в 2018-2019 годах. В текущем же году мы наблюдаем следствие того, что девелоперы в сложные 2015-2016 годы не запускали новых проектов. ТЦ. Ритейл, ранее маржинально высокий сегмент коммерческой недвижимости, вдруг оказался рисковым. С одной стороны, девелоперы лишились возможности использовать доступное заемное финансирование. Но самое главное – снижение покупательской способности сказалось на оборотах арендаторов и, соответственно, доходе арендодателей. Все это привело к тому, что инвестиционная привлекательность строительства новых ТЦ заметно снизилась».